Советы, как можно научить ребенка читать быстро и правильно

Содержание

Как быстро и правильно научить ребенка читать: 11 эффективных советов

Советы, как можно научить ребенка читать быстро и правильно

Всестороннее развитие ребенка – мечта каждого родителя. В погоне за формированием интеллектуальных способностей малыша, его навыков и умений взрослые иногда прибегают к изнуряющим занятиям, отдавая дошкольника в разнообразные кружки, полностью занимая его досуг. Конечно, развивать ребенка надо.

Но переусердствовать не обязательно – не стоит лишать ребенка детства. Но все же некоторые умения крохе нужно прививать, например, те, которые помогут подготовить его к школе. Одним из главных и обязательных навыков на сегодняшний день считается чтение.

Но как быстро и правильно научить ребенка читать и при этом заинтересовать его новой деятельностью?

А готов ли ребенок к чтению?

Учить малыша читать нужно тогда, когда он к этому будет готов. Тогда вся информация будет восприниматься им легко, правильно и быстро. Использовать для этого можно разные методики. Так, научить чтению можно с помощью методов Тюленева или Домана, кубиков Зайцева или букв Марии Монтессори.

Эти методики и приспособления помогут обучить малыша основам чтения в домашних условиях. Кроме того, взрослые могут записать ребенка в специальный кружок, где дошкольником будут заниматься опытные преподаватели, и ребенок с ними быстро научится читать, правильно выговаривая буквы и не путая слог.

Но как понять, что кроха готов к обучению? Ведь заставить обучаться насильно его не получится – так мы рискуем навсегда отбить желание учить домашние задания. 

Ребенок готов освоить чтение, если он:

  • свободно разговаривает;
  • умеет быстро и правильно составлять предложения;
  • знает и понимает значения простых слов;
  • не имеет проблем с произношением;
  • имеет хороший слух;
  • знает базовые направления (вверх, вниз, влево, вправо);
  • легко определяет, где в слове находится звук – вначале, в середине или в конце.

Педагоги и психологи советуют родителям следующее: чтобы научить ребенка хорошо читать, начинать занятия лучше с возраста в 5 лет. Ребенок в 5 лет прекрасно усваивает знаковые системы, хорошо улавливает и запоминает новую информацию и успешно использует ее в дальнейшем. Но обучить дошкольника чтению можно и в более раннем возрасте, если у него есть к этому способность.

Могут ли занятия быть веселыми?

Давно известно, что ребенок легче обучается, если заниматься с ним в игровой форме. Этот же принцип действует и для обучения навыкам чтения. Ребенка очень важно заинтересовать деятельностью, и тогда труды дадут желаемые результаты.

Быстрый способ научить дошкольника читать – совсем не тот, о котором знает старшее поколение.

Эта методика давно устарела, ведь в процессе приходится заставлять малыша заниматься по скучной схеме: кроха изо дня в день учится рисовать крючки и палочки, читает букварь. Согласитесь, это достаточно скучно.

В будущем такие занятия быстро надоедают, интерес к учебе пропадает. Поэтому так важно заинтересовать дошкольника занятиями, чтобы каждый урок вызывал положительные эмоции и желание читать, писать, рассказывать и т.д.

В процессе обучения важно задействовать и зрительный, и слуховой аппарат. Только так мозг ребенка будет воспринимать информацию в полной мере.

Чтобы научить малыша читать, используйте игровой метод обучения: показывайте яркую наглядность (картинки, игрушки, предметы), четко проговаривайте название букв, рисуйте, лепите, выкладывайте буквы и слова из спичек, фасолин и т.д.

Сделайте занятия по максимуму интересными, не скучными и легкими, и они запомнятся ребенку.

Для первых занятий хватит 5-10 минут. Постепенно время уроков можно увеличивать, но они не должны длиться более получаса. В первую очередь разучите с ребенком буквы. Далее познакомьте дошкольника с таким понятием, как «слог». Когда малыш научиться составлять слог, обучить его чтению будет проще.

11 правил эффективного обучения чтению

Существует ли быстрый способ обучения чтению? Вопрос спорный. Все зависит от такого, насколько хорошо ребенок усваивает информацию. Но все же можно определить порядок правил, с помощью которых обучение пройдет эффективнее.

  1. Ребенка нельзя заставить – его нужно заинтересовать. Если вы попытаетесь заставить малыша обучаться чтению, вы получите абсолютно противоположный результат. Насильно привить любовь к литературе невозможно, а вот вызвать интерес вполне реально. Для этого можно пойти на такие хитрости: больше читайте ребенку интересные книги, раскладывайте их по дому, читайте сами в присутствии детей. Поскольку малыши всегда хотят быть похожими на своих родителей, ваш ребенок обязательно захочет, чтоб вы научили его читать тоже.
  2. Рациональней обучить сначала звуки, и лишь потом – буквы. Ребенок дошкольного возраста плохо понимает, чем отличаются звуки от букв и тем более для них непонятно то, что, например, звук «К» и буква «КА» — это одно и то же. Чтобы окончательно ребенок не запутался, сначала его обучают звукам.
  3. Слог в приоритете. Обучая малыша чтению, старайтесь научить его читать сразу слоги или целое слово – они усваиваются легче, чем отдельные буквы. Просите, чтобы ребенок в слове показал конкретную букву, из отдельных слогов составлял слова.
  4. «Повторенье – мать ученья». Эта поговорка актуальна всегда. К чтению она тоже имеет самое прямое отношение: всегда повторяйте пройденный материал. Так он запомнится лучше. Но так как любой ребенок против подобных проверок, будьте хитрее – проверяйте знания в игровой форме.
  5. Всегда начинайте с простого материала, постепенно усложняя его (сначала нужно научить выговаривать звуки, а затем читать слоги и слова).
  6. Начинайте с простых слов: сначала читайте слова с одинаковыми слогами (ма-ма, ба-ба), далее – слова по форме «слог+буква» (ма-к, ро-т, пе-с), знакомьте с простыми предложениями (мама мыла раму), а вот буквы «й», «ь» и «ъ» оставьте напоследок.
  7. Быстрый способ обучиться чтению – учиться везде, даже во время прогулки (можно читать рекламные щиты или искать на них знакомые буквы) или поездки.
  8. Играйте в игры, где необходимо знание букв, звуков и слогов.
  9. Чтобы научить ребенка читать, его нужно заинтересовать. Расскажите, зачем нужно уметь читать, мотивируйте кроху.
  10. Читайте с дошкольником вслух. Малыш должен слышать то, что он читает. Чтобы выработать у дошкольника быстрый темп чтения, пусть читает вслух на время. Для мотивации за каждый новый успех преподносите своему чаду небольшое поощрение.
  11. Регулярность занятий. Старайтесь ежедневно, хоть понемногу, читать с ребенком, даже если он уже отлично освоил этот навык.

Главное – относитесь к ребенку с пониманием и терпением. Будьте доброжелательны, улыбчивы, в меру настойчивы. Не стоит кричать и срываться на крохе, если у него что-то не получается. Лучше отвлекитесь от занятия, займите кроху интересной физкультминуткой. После короткого отдыха можно повторить попытку освоить сложный материал.

Приступать к занятиям нужно в хорошем расположении духа, причем это касается как настроения взрослого, так и настроения малыша.

Такие уроки не дадут желаемого результата, к тому же негативно отразятся на дальнейшем развитии крохи. Помните, что процесс обучения чтению – сложный и многогранный. Быстро усвоить все нюансы техники невозможно.

Поэтому не торопите свое чадо – у каждого малыша вырабатывается собственный темп познания основ чтения.

Обучение вашего ребёнка чтению

«Стоит ли учить ребёнка читать до школы и как это сделать правильно?»- это одни из самых распространённых вопросов родителей. На сегодняшний день, во всем цивилизованном мире, специалисты в области детской педагогической психологией говорят, сходятся во мнение, что такое обучение весьма желательно. Но следует придерживаться основных правил, о которых мы сегодня и поговорим.

Не секрет, что в последние годы наблюдается повышенное ускорение развития детей (акселерация). Зачастую, малыши, ещё не научившись говорить, с интуитивной лёгкостью ориентируются в родительских планшетах и смартфонах, запуская свои любимые мультики. Сегодня дети начинают раньше говорить, они более смышлёные и податливые к обучению, чем их родители в таком же возрасте.

Школьная программа усложняется с каждым годом, сегодня первоклашки изучают больший объем предметов, чем ещё каких-то 15-20 лет назад.

Неподготовленного малыша, с гибкой детской психикой, такой объем материала может привести к стрессу и нервному срыву.

Это может выражаться различными симптомами: от психологических: беспокойства, тревоги, агрессии и до физических: снижение аппетита, вялость и даже энурез.

Если с ребёнком не работать вне школы, то это может привести и к отказу от обучения, вследствие резкого спада интереса к постиганию новых знаний.

Психика ребёнка не справляется с резко возросшим уровнем новой информации, ведь её нужно понять, усвоить и двигаться дальше. А «обучение» этот навык, который развивается только со временем.

Именно поэтому, с ребёнком крайне важно заниматься до школы, приучать его не только к такому понятию как «занятия», но и помогать ему получать и усваивать новую информацию.

Обучение чтению — один из таких базовых и крайне важных навыков. Способность вашего ребёнка быстро читать и усваивать прочитанное, является краеугольным навыком его дальнейшей успешности.

Но как же научить ребёнка читать? И какой методики придерживаться- их ведь существуют десятки?

Как ни парадоксально звучит, но основы для успешного обучения чтению, закладываются родителями еще в раннем детстве- во время игр.

Именно во время игр у ребенка развивается чувство ритма, способность ориентироваться в пространстве и улавливать новые звуки. Это все будет нужно, когда мы начнём учиться читать по слогам.

А до этого- танцы, догонялки, мяч, различные музыкальные инструменты, заучивание стишков и новых звуков – первый шаг к обучению чтения вашего чада.

На прогулке слушайте окружающий мир, вслушивайтесь вместе с ребёнком в звуки, повторяйте их, объясняйте их источник происхождения.

Такие игры очень развивают фонематический слух, который является ключевым в способности улавливать и различать новые слова и звуки.

Когда ребёнок станет постарше, к 4-5 годам, просите его распознать и воспроизвести звук в конце слова или начале. Это тот этап, когда ребёнок начнёт понимать, что слова можно разбивать на звуки.

Следующий этап — это соединение звуков в слоги и именно тут вы столкнётесь с множеством методик. Но все они делятся всего на несколько типов.

На постсоветском пространстве преобладают:

  • Обучение чтению слогов: выучиваются слоги и читаются
  • Буквенное сложение: выучивают буквы и начинают их складывать в слоги
  • Звуко-буквенная методика Даниила Эльконина — обучение ребёнка распознавать звуки в словах и соотносить их с буквами. Это самая официально признанная и распространённая методика, именно этот способ применяется в школе, и все буквари построены на это данной системе.

На западе также популярен и метод Гленна Домана- с раннего возраста ребёнку показывают карточки со словами, которые он запоминает целиком, путём многократных показов.

Почему же метод Эльконина считается лучшим и получил официально признание и применяется  в обучении уже около ста лет?

Для ребёнка с самого детства свойственно воспринимать звуки и реагировать на них. Поэтому более естественным будет начинать учить звуки, а не целые слова или символы.

Это также отвечает главному принципу не травмирующей, обучающей педагогики: обучение должно происходить от простого к сложному.

При методе Домана ребёнок заучивает слова, как попугай, не анализируя их и не раскладывая. Вследствие этого возникает затруднение в понимании смысла текста или прочтении новых, не выученных ранее,  слов.

При слоговом обучении возникает чрезмерная нагрузка на психику ребёнка, поскольку он начинает сразу заучивать непонятные символы, которые сразу нужно соотнести со звуками.

Какой способ дошкольного обучения чтению выбрать- решать только вам, мы ознакомили вас с плюсами и минусами основных направлений в детской педагогике.

Но родители всегда должны помнить самую важную мысль: если ваш ребёнок продвигается в обучении медленнее, чем вам хотелось бы, то не стоит его торопить.

Каждый ребёнок развивается по своему «расписанию», ему нужно оказывать поддержку, а не подталкивать и торопить. Ибо поспешными действиями и давлением можно очень сильно навредить детской психике и привить страх или нежелание к обучению на всю жизнь.

И только при понимании этого из вашего ребёнка вырастет любознательный и грамотный человек.

← Как выучить алфавит с ребенком: советы родителямЛогопедия →

by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник: https://jliza.ru/nauchit-rebenka-chitat.html

Как научить ребенка быстро и правильно читать: упражнения и игры для улучшения техники чтения

Советы, как можно научить ребенка читать быстро и правильно

Обучение чтению — процесс длительный. Кроме всего прочего, он требует от ребенка «совершить открытие» — понять, как из ряда графических изображений — букв — получается звучащее слово.

Это далеко не просто, и каждый ребенок совершает подобное открытие в тот момент, кода его интеллект и жизненный опыт позволяют ему это.

Не надо торопить события и сетовать, что сын соседки уже в 5 лет бегло читал, а ваш и в 7 читает медленно. С течением времени это выровняется.

Но на самотек этот процесс бросать нельзя: если ребенок уже читает, надо развивать технику чтения. Ведь хорошо читающий школьник лучше успевает по всем предметам.

Как же научить ребенка читать быстро и правильно в 1 классе и в более старшем возрасте?

Для начала надо осознать, что в процессе чтения задействованы разные механизмы. Это и внимание, и усидчивость, и наблюдательность с одной стороны, и различные функции мозга — с другой. Важна также и мотивация. Если ребенку неинтересно, он читать не захочет.

Ребенок должен запомнить начертание букв, научиться соотносить их со звуками, причем не с конкретно звучащим звуком, а с его моделью, которая существует в сознании человека. Мы, взрослые, делаем это не задумываясь, в силу привычки, ребенку это трудно, мыслительные процессы, которые при этом задействованы, сложны и многообразны.

Проблема 1. Собственно чтение

Допустим, ребенку хочется читать, но выходит пока плоховато. Упражнения для быстрого чтения смотрите ниже.

Когда человек читает, он:

  • различает буквы;
  • складывает их в слова;
  • понимает смысл.

Вот в этих направлениях и надо работать.

Проблема 2. Различение букв

Упражнение «Буква-шутница»

Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть малыш читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.

Упражнение «Муха»

Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.

Упражнение «Кто больше»

Надо придумывать слова на заданную букву.

Упражнение «Цепочка»

Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА – АпельсиН — НоС — Силач —…)

Упражнение «Вычеркивание»

Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».

Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а Б — зеленым». Или: «А вычеркивай, а Б обводи кружком»

Правила

  • Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.
  • Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.
  • Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.
  • Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.

Понимание смысла прочитанного

Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.

Смотрите также:

  • 18 упражнений на понимание текста.
  • Как научить ребенка понимать текст.

В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.

Упражнение «Тарабарский язык»

«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».

Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.

Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.

Упражнение «Письмо в бутылке»

Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.

Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.

«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».

«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.

Упражнение «Что на картинке?»

Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное. Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.

Упражнение «Печатная машинка»

Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова».

Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!».

Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.

Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)

Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:

  • «Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;
  • «Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.

Проблема 3. Мотивация

У ребенка в первом классе не столь уж велика возможность полюбить чтение. Самые интересные книжки для него недоступны из-за их объема, который им пока «не по зубам». Что же делать?

Во-первых, читать вслух. Договориться, что вы читаете страницу, а потом ребенок — одно предложение, и т.д.

Во-вторых, постараться найти интересную для школьника книгу с короткими текстами. Это могут быть:

  • книга стихов;
  • сборник анекдотов;
  • детская (по-настоящему детская!) энциклопедия;
  • комиксы.

Наконец, использовать внешнюю мотивацию: игру и т.п.

  • Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.
  • Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.
  • По возможности, сначала читайте произведение, а потом смотрите фильм или мультфильм. Говорите: «Смотри-ка, а вот той шутки — помнишь, как ты смеялся! — в фильме нет. Конечно, режиссер не может все внести в фильм, книга всегда интереснее».
  • Читайте! Пусть ребенок видит: вам самим нравится читать. Рассказывайте о прочитанном.

Обратите внимание, что стойкие проблемы при чтении, наличие постоянных однотипных ошибок может говорить о том, что у ребенка дислексия — нейрологическое нарушение, которое приводит к неспособности правильно читать, обычно распространяется лишь на некоторые буквы. С таким нарушением работает логопед.

Чаще всего ребенок с дислексией также ошибочно или нечетко произносит некоторые слова — но далеко не всегда. В случае такого нарушения вопрос, как научить ребенка читать быстро и правильно, должен решать специалист. Дислексия не приговор, но чтение от такого ребенка всегда будет требовать бОльших усилий.

Если же логопед не обнаружил никаких нарушений, можно работать самим — и лучше сразу по трем направлениям.

Повышение техники чтения — это задача не одного дня (часто даже не одного года). Чтобы она увенчалась успехом, надо планомерно и регулярно работать каждый день понемногу, уделяя этому особое внимание.

В то же время необходимо добиться того, чтобы ребенку нравилась эта работа. Поэтому ни в коем случае нельзя его ругать, сравнивать с хорошо читающими детьми, показывать свой пессимизм и отчаяние.

Тогда спустя время занятия обязательно дадут результат.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6606_kak_nauchit_rebenka_chitat_bystro_pravilno

12 простых правил и советов научить ребенка читать

Советы, как можно научить ребенка читать быстро и правильно

Малыш взрослеет. Растут и его умения – он уже может говорить предложениями, знает цвета и формы, ориентируется в буквах и цифрах. Но как научить ребенка читать? С какого возраста начать обучение? Как вообще подойти к такому непростому делу?

Когда учить ребенка читать?

В настоящее время существует множество методик обучения малыша чтению: это и метод Домана, и бархатные буквы Марии Монтессори, и кубики Зайцева, и метод Тюленева. Перечислять можно бесконечно. Все эти способы и пособия рассчитаны на обучения ребенка в домашних условиях самими родителями, но существуют и специальные кружки и курсы, где с малышами занимаются опытные преподаватели.

Но как понять, что пришло время учить ребенка читать? Это раньше родители не предавали большого значения домашнему обучению, а дети учились читать в школе в 6-7 лет. Сейчас ситуация изменилась, и малышей учат чтению чуть ли не с пеленок.

Чтобы понять, что чадо готово к обучению, стоит рассмотреть несколько факторов.

  • Прежде всего, кроха должен хорошо владеть речью, быстро составлять предложения, понимать значения простых слов.
  • У малыша не должно быть проблем со слухом и с произношением.
  • Кроха должен знать базовые направления: лево-право, верх-низ.

Впрочем, многие дети сами проявляют интерес к книгам – маме остается лишь доходчиво объяснить чаду, как это – читать.

12 правил обучения чтению

Вашему вниманию предложены несколько советов, которые помогут найти общий язык с малышом и познакомить его с чудесным миром литературы.

Правило 1. Не заставляйте

Не нужно насильно прививать ребенку любовь к чтению. Эта попытка заранее обречена на провал. Если хотите вырастить читающего человека, заинтересуйте его литературой.

Раскладывайте по дому книги, читайте малышу вслух интересные истории. Также чадо должно регулярно видеть вас читающей какую-нибудь книгу.

Детки хотят быть похожими на своих родителей, поэтому и ваше чадо тоже, скорее всего, поинтересуется, как вы читаете.

Правило 2. Никаких букв

Ребенку сложно объяснить, что «р» и «рэ» — одно и то же, и что в слове рыба нужно произносить именно «р», а не «рэ». Именно поэтому нельзя учить чадо сначала буквам, а потом звукам. Наоборот, сначала звуки (м, н, р, с), потом буквы (эм, эн, рэ, сэ).

Правило 3. Учите слоги, а не буквы

Слоги или даже целые слова гораздо лучше усвоятся ребенком, чем какие-то непонятные отдельные буквы. Показывайте чаду букву в целом слове. Можно также распечатать карточки со слогами и попытаться обучить малыша составлять слова и читать по слогам.

Правило 4. Повторяйте

Чем чаще вы будете закреплять с малышом пройденный материал, тем лучше информация отложится в детской головке. Но при этом помните, что детки не любят, когда их проверяют и тестируют. Любое повторение (как и обучение) преподносите в игровой форме.

Правило 5. От простого к сложному

Лучше сначала научить малыша произносить звуки. Потом можно как научить ребенка читать по слогам, так и комбинировать эти слоги в слова. Информацию представляйте постепенно и дозированно, чтобы у детки в голове не было каши из знаний.

Правило 6. Учите простые слова

  1. Начните с элементарных слов с повторяющимися буквами: ма-ма, па-па, ба-ба.
  2. Далее обучайте словам по форме «слог + буква»: ма-к, до-м, ко-т, ба-с.
  3. Учите предложения. Можно начать с банального: мама мыла Милу.
  4. Буквы ъ, ь, й оставьте напоследок.

Правило 7. Учитесь везде

Идете гулять? Отлично! Предложите чаду почитать вывески магазинов или слова на рекламном щите. При этом не ругайтесь, если кроха не сможет прочесть то или иное слово. Относитесь к ребенку терпимо и доброжелательно.

Правило 8. Играйте!

Придумывайте игры, в которых необходимо знание букв, слогов и звуков. Например, можно попросить малыша найти в тексте все слова на букву А (Б, В, Г…) и прочитать их. Или купите специальные магнитные кубики и из них составляйте слова.

Еще хорошее упражнение, которое поможет как правильно научить ребенка читать, так и развить его внимательность. Дайте малышу несколько кубиков (среди них должна быть одна гласная и несколько согласных). Попросите чадо выбрать гласную.

Правило 9. Заинтересуйте

Покажите чаду, что чтение необходимо для нормальной жизни в обществе. Пишите ребенку записки, показывайте записи в блокнотах, письма от родственников, поздравительные открытки.

Правило 10. Чтение вслух

Как научить ребенка быстро читать? Есть старый метод – это чтение вслух на время. Например, засеките минуту и попросите малыша читать все это время. Посчитайте, сколько слов будет прочитано за минуту. Можно завести «Дневник Читателя» и заносить туда все успехи чада. Конечно, не обойдется без мотивации – за каждые 50 (100,200) прочитанных слов делайте ребенку маленький презент.

Правило 11. Чтение с закладкой

Развить у малыша навык быстрого чтения можно в домашних условиях с помощью простого упражнения – чтение с закладкой. Только закрывать закладной нужно не нижнюю строчку, а уже прочитанные слова. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

Правило 12. Частые занятия

Регулярно хотя бы по пять минут уделяйте чтению с малышом. Важно не забрасывать обучение, даже если вам кажется, что ребенок уже выучился читать.

Заключение

Главное правило любого обучения – терпение и доброжелательное отношение к малышу. Не кричите и не выходите из себя, когда у дочки или сыночка что-то не будет получаться. Не нужно мучить ребенка чтением, это отобьет у него охоту и желание читать.

Источник: http://agushkin.ru/razvitie/kak-nauchit-rebenka-chitat.html

Как помочь ребенку 9 лет читать быстро и без ошибок?

Советы, как можно научить ребенка читать быстро и правильно

Умение быстро читать очень важно для всего процесса обучения, от этого зависит насколько полно ребенок будет воспринимать изучаемый материал. И этому точно стоит уделить внимание. К счастью, технику чтения можно легко улучшить. 

Что делать, чтобы помочь ребенку 9 лет быстро читать? Хочется сразу успокоить излишне переживающих родителей-то, что ребенок читает медленно и его техника чтения «хромает» это нестрашная и распространенная проблема. И избавиться от нее легко.

Регулярно играйте с ребенком в нужные игры с текстами и буквами. Но для начала давайте разберем, почему ребенок медленно читает.

Причины плохой техники чтения

  • Скудный словарный запас. В этом случае при чтении часто встречаются слова, значений которых он не знает. Конечно, ему будет трудно и читать, и воспринимать такой текст.
  • Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.Кроме пополнения словарного запаса, такие упражнения хорошо развивают речь.

  • Проблемы с артикуляцией. Возможно, ребенку трудно выговаривать отдельные звуки, например, сочетания согласных.

Как помочь? Используйте скороговорки, небольшие стишки, присказки. Сначала стоит потренироваться произносить их медленно, затем увеличивать темп.

Займитесь артикуляционной гимнастикой обязательно тренируйтесь вместе с ребенком, показывайте пример. И все слова, которые выговаривать пока не получается обязательно записывайте и постоянно к ним возвращайтесь.

  • У ребенка рассеяно внимание. Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру. О многих игровых методиках вы можете узнать из материала как легко научить ребенка считать в уме.
  • Следующие упражнения помогают и лучше читать, и сосредоточиться. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше. Обязательно следите за своим произношением и расстановкой ударений!

    Главное – маленький читатель должен сам захотеть почитать хоть немного.

    После того, как вам удалось сосредоточить внимание на книге (спустя 2 или 3 закрепляющих занятия) попросите ребенка читать со включенной музыкой, сначала очень тихой и без слов.

    Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном.

    Если ребенку совсем тяжело это дается, возможно вы упустили какой-то важный момент в развитии этого навыка, прочитайте как нужно учить читать по слогам.

    Чтение — важная часть жизни

    Ваша задача – показать ребенку, что уметь читать быстро очень важно. Пусть он поймет, что этим навыком ему придется пользоваться в своей жизни каждый день.

    Для этого почаще оставляйте ему различные записки: список того, что он должен сделать, когда придет из школы, где его обед, какие у вас планы на выходные, послания о том, какой он молодец и как вы его любите. Все зависит только от вашей фантазии.

    Читать с ребенком необходимо каждый день. Подберите книги, которые ему нравятся, они должны обязательно подходить по возрасту. Постарайтесь увлечь его процессом. Попробуйте почитать всей семьей, по ролям, а потом обсудить прочитанное. Малыш это обязательно оценит и увидит, что раз родители уделяют чтению столько времени, значит, это действительно важно.

    Помните, навыки развиваются только в процессе тренировок, так и в нашем случае.

    Если хотите улучшить свои способности – тренируйтесь регулярно, проводите с ребенком занятия в форме игры. Какие и как? Сейчас расскажем.

    Очень много хороших отзывов об игре «Читай-Хватай!«, которая позволяет сделать процесс обучения чтению легким и ненавязчивым. Вам не придется больше заставлять ребенка заниматься, он будет делать это с удовольствием!

    Обзор и инструкция к этой развивающей настольной игре в этом видео:

    Другая очень хорошая игра, направленная на изучение букв и развитие навыка слогового чтения — «Зверобуквы».

    Также очень эффективна методика обучения Жуковой. Ее и многие другие игры и учебные пособия вы можете найти, используя поиск:

    Упражнения

    • Чтение по времени. Похоже на проверку техники чтения в школе. Вы засекаете время, одну минуту, и просите маленького читателя читать как можно быстрее потом считаете слова.

    Текст должен быть несложным и соответствовать возрасту.

    После подсчета слов, вы спрашиваете: «А сможешь быстрее? Давай попробуем!» Второй раз, скорее всего, получится прочитать больше слов за то же время, ведь слова уже знакомы.

    Это очень хороший повод похвалить и показать, что все не так сложно и у него все получается. Это упражнение не имеет смысла проделывать больше трех раз на одном и том же тексте.

    Лучше разнообразьте ваши тренировки.

    • Собираем слова из половинок. Вам потребуется предварительная подготовка – необходимо подготовить карточки со словами. Таким образом, чтобы первая половина слова была на одной карточке, а вторая – на другой.

    Сделайте эти карточки яркими, не забывайте, ваша главная задача – увлечь маленького читателя и показать, что со словами и буквами можно весело играть. Вот увидите, ваш ребенок начнет увлеченно складывать карточки, собирая слова.

    Вам нужно постоянно перемешивать карточки и не забывать отмечать успехи и вовремя хвалить. В процессе этой игры малыш легко научится сосредотачиваться сразу на части слова, а не на отдельных буквах, это очень важно для увеличения скорости чтения.

    • Читаем по ролям. Вспомните вместе с малышом его любимых героев, подумайте, с какой интонацией они разговаривают и почитайте диалоги, «вживаясь» в их образы, от их лица.
    • Зайка пусть разговаривает тихим голосом, волк – грубым и отрывистым, медведь – медленно и протяжно.

    • Находим однокоренные слова. Для этого упражнения напишите на листке слово, но желательно без приставок и окончаний.
    • Например, «лес» и под ним напишите слова, которые образовались от этого же корня – «лесной», «лесочек», «лесами» и т. д.

    • Объявите войну труднопроизносимым согласным. Каждый день выписывайте на листок по 20 слов с сочетаниями согласных и просите ребенка проговорить их по 2 или 3 раза.
    • Отметьте для себя, какие сочетания даются с наибольшим трудом и уделяйте им особое внимание.

    • Развиваем смысловую догадку.

    Когда мы читаем текст, мы видим не только слово, которое читаем, но и часть следующего, боковым зрением. По его очертаниям мы уже догадываемся, что это за слово также в этом помогает понимание смысла текста. Все это значительно увеличивает скорость чтения.

    Но как же научить этому малыша? Используйте для этих целей тексты с пропущенными буквами или целыми словами. Додумывая недостающие буквы, и подставляя слова, малыш учится быстро улавливать смысл написанного.

    В возрасте 4-5 лет важно познакомить ребенка с понятием времени. Как научить ребенка понимать время по часам читайте по нашей ссылке.

    Главное

    Занятия проводите регулярно, лучше ежедневно.Они должны приносить удовольствие и вам и ребенку. Тренируясь с удовольствием, вы добьетесь гораздо больших результатов, чем если будете все делать нехотя.

    Дети все чувствуют и в таком случае тоже выполняют задания «из-под палки» и «лишь бы отстали».

    Не забывайте, чтобы ребенок читал хорошо, вы тоже должны читать. Пусть книга в руках у родителей станет нормой хотя бы только вечером и минут на 40. Если в доме никто из взрослых не читает, с кого брать пример? Чтение будет восприниматься как абсолютно не нужное занятие и исправить вашу технику чтения будет очень и очень сложно.

    Не забывайте хвалить свое чадо, пусть даже успехи небольшие. Любые продвижения вперед в его 9 лет – это уже достижения.

    И ничто так не мотивирует юного читателя, как осознание того, что мама и папа им довольны и гордятся его новыми умениями. Выполняйте эти рекомендации и у вас все обязательно получиться!

    Вам также будет полезен материал как научить ребенка правильно писать.

    Еще некоторые приемы обучения вы узнаете из следующего видео:

    Помогла статья? Оцените её (5 5,00 из 5)
    Загрузка…

    Источник: https://umnyash.com/razvitiye/obucheniye/kak-pomoch-rebenku-9-let-chitat-bystro.html

    Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики

    Советы, как можно научить ребенка читать быстро и правильно

    1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
    2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
    3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.

    4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

    В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам.

    Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

    Читайте вместе и обсуждайте

    Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

    Идите от простого к сложному

    Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня. После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м.

    Покажите, что буквы есть везде

    Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько-то секунд».

    Играйте

    И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

    Используйте любую возможность для тренировки

    Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

    Закрепляйте успех

    Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

    Не заставляйте

    Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.

    Азбуки и буквари

    katarina_rosh/livejournal.com

    Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю — юла. Азбука помогает запомнить буквы и — нередко — интересные стишки, но не научит читать.

    Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги — в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

    Авторских букварей сейчас довольно много. По книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой дети могут заниматься как с родителями до школы, так и в первом классе.

    Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма, а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а.

    Кубики Зайцева

    igrushkinadom.com

    Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

    Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими — металлом.

    Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких — мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) — губы в полуулыбке.

    В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

    Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

    «Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

    igrushkinadom.com

    В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

    «Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них — повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

    Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым форсировать раннее развитие.

    igrushkinadom.com

    «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

    Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

    Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.

    Динамические кубики Чаплыгина

    umnitsa.ru

    Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары — согласной и гласной. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.

    На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

    Оптимальный возраст для занятий — 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.

    Карточки Домана

    steshka.ru

    Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

    Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

    Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

    Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

    Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

    Гленн Доман

    Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

    Сегодня психологи, нейрофизиологи и педиатры сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

    Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.

    6. Чтение по Монтессори

    howwemontessori.com

    Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем.

    Буквы — это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением.

    Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

    Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

    Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

    Сложность для родителей — покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

    Выводы

    В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

    Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

    Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.

    Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

    В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.

    Источник: https://lifehacker.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.